трансцендентальный метод


трансцендентальный метод
        ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД - понятие, введенное впервые А. Рилем и Г. Когеном для обозначения метода кантовской критической философии и получившее дальнейшее распространение и развитие в 20 в.
        Единого истолкования Т. м. не существует, его интерпретация зависит от отношения к Канту в рамках того или иного философского течения. Критики (Н. Гартман, А.Ф. Лосев) указывают на то, что Т. м. является вечным и неустранимым элементом всякого философского мышления, начиная с Платона, и свойствен каждой подлинной философии. Решающий вклад в разработку данного метода внес Коген. Его Т. м. состоит из метафизической ступени, открывающей априорные элементы, и трансцендентальной стадии, на которой эти априорные элементы сознания объявляются достаточными для упрочения и обоснования фактов науки. Отталкиваясь от данности опыта, следует открыть условия его возможности; эти априорно значимые условия возможности рассматриваются как конституирующие черты понятия опыта. П. Наторп противопоставляет Т. м. (называемый им также критическим) психологическому, метафизическому и чисто логическому методу, выделяя два его главных требования: «правильное сведение к имеющимся на лицо, исторически доказуемым фактам науки, этики, искусства, религии»; «рядом с фактами должно быть доказано основание "возможности" и с тем вместе "правовое основание": это значит, необходимо показать и в чистом виде формулировать законосообразное основание, единство логоса, ratio во всякой такой творческой работе культуры» (Наторп П. Кант и Марбургская школа // Новые идеи в философии. Спб., 1913. № 5. С. 98—99). Хотя в Марбургской школе неокантианства (а также у ее рус. последователей Б.В. Яковенко, Б.А. Фохта и др.) Т. м. применялся в том числе и для обоснования этики и права, главной сферой его применения была наука. В Баденской же школе (В. Виндельбанд, Б. Баух) Т. м. применялся, прежде всего, к культуре с целью нахождения ее общезначимых предпосылок и выделения тех из них, которые являются абсолютно априорными. Т. м. в неокантианстве понимается в целом как рефлексия по поводу творческой деятельности человеческого сознания, направленная регрессивно к самим истокам и предпосылкам такого рода деятельности. Неокантианская трактовка Т. м. вызвала серьезную критику со стороны Э. Адикеса, И. Эббингхауса, Ф.А. Ланге, М. Шелера и др. за тавтологичность, отсутствие отличий от научного метода, формализм, удвоение без необходимости процесса познания и круг в доказательстве. Э. Гуссерль также противопоставлял свой «трансцендентально-феноменологический метод» Т. м. неокантианцев и аналитическому методу критики разума Канта. Иное применение Т. м. получил в трансцендентальном неотомизме. С помощью Т. м. Ж. Марешаль переходит от феноменального объекта к внутренним априорным условиям возможности мышления объекта и определения объекта познания как такового, а затем — к утверждению абсолютного порядка бытия. Данная интерпретация Т. м. нашла развитие в работах А. Грегуара, А. Марка, Й. Дефевра, Э. Корета, К. Ранера, И.Б. Лотца. Б.И. Лонерган формулирует на его основе гносеологическое доказательство бытия Бога. В рамках философии науки понятие Т. м. применялось К. Поппером, опиравшимся на О. Кюльпе. Т. м. Поппер истолковывает как специфический теоретико-познавательный метод, применяемый более или менее осознанно всеми гносеологами, начиная с Канта, и состоящий в имманентной, а не трансцендентной критике. Т. м. не является ни чисто логическим, ни эмпирическим; он отвечает на вопрос, оправданы или нет теоретико-познавательные утверждения: различные теории познания должны вступить в трансцендентальное соревнование. Те из них, которым не удается удовлетворительно изобразить фактически применяемые в науках методы, признаются неудовлетворительными. Задача Т. м. как выяснения возможности культуры и разных ее составляющих, поставленная в неокантианстве, была частично реализована Э. Кассирером и К. Хюбнером, выявившими априорные предпосылки и трансценденталистски истолковавшими миф и искусство; при этом и миф, и искусство рассматриваются как равноправные с наукой способы познания.
        А.Н. Круглое

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Смотреть что такое "трансцендентальный метод" в других словарях:

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД —     ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД (die transzendentale Methode) выражение, впервые примененное А. Рилем и Г. Когеном (1876 77) для характеристики критической философии И. Канта и ее метода; у самого Канта это понятие отсутствует. Методом Кант называл… …   Философская энциклопедия

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД — главный принцип критической философии Канта, ограничивающего сферу компетенции теоретической философии уяснением логических (трансцендентальных) оснований научного познания (идеалом которого выступает математика и классическая механика), т. к.,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • трансцендентальный метод — главный принцип критической философии И. Канта, ограничивающего сферу компетенции теоретической философии уяснением логических (трансцендентальных) оснований научного познания (идеалом которого выступают математика и классическая механика), так… …   Энциклопедический словарь

  • МЕТОД — (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется… …   Философская энциклопедия

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ —         (от лат. transcendens перешагивающий, выходящий за пределы), термин, возникший в схоластич. философии и обозначающий такие аспекты бытия, крые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирич. мира. Понятие Т.… …   Философская энциклопедия

  • метод —         МЕТОД в широком смысле сознательный способ достижения какого либо результата, осуществление определенной деятельности, решение некоторых задач. М. предполагает известную последовательность действий на основе четко осознаваемого,… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • идиографический метод —         ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч idios особенный и grapho пишу) понятие Баденской школы неокантианства, введенное В. Виндельбандом («Предмет познания. Введение в трансцендентальную философию») и развитое Г. Риккертом («Науки о природе и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия

  • НЕОКАНТИАНСТВО —         господствующее течение филос. мысли Германии втор. пол. 19 перв. четв. 20 в., решавшее осн. вопросы философии путем нового истолкования учения Канта. Возникнув и утвердившись в Германии, затем в Австрии и Швейцарии, Н. распространилось в… …   Энциклопедия культурологии

  • НЕОКАНТИАНСТВО — 1) университетско академическое движение в Германии в 1850 1880; 2) господствующее течение филос. мысли Германии втор. пол. 19 перв. четв. 20 в., решавшее основные вопросы философии путем истолкования учения И. Канта. В эволюции Н. выделяют три… …   Философская энциклопедия

Книги

  • Этика Фихте, Б. Вышеславцев. Философская мысль в разрешении этических проблем поддерживает непрерывную духовную связь с немецким классическим идеализмом. Она может принять, или отвергнуть этот последний, но не может его… Подробнее  Купить за 1864 грн (только Украина)
  • Этика Фихте, Б. Вышеславцев. Философская мысль в разрешении этических проблем поддерживает непрерывную духовную связь с немецким классическим идеализмом. Она может принять, или отвергнуть этот последний, но не может его… Подробнее  Купить за 1658 руб
  • Мощь философии, Б. В. Яковенко. Современные процессы самоопределения русской мысли принуждают ее к освоению и оценке всего богатства отечественной философии, и в частности наследия русского философского западничества начала… Подробнее  Купить за 563 руб
Другие книги по запросу «трансцендентальный метод» >>